13 ноября 2024 г. состоялся совместный Научный семинар ГЦ РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики.
Заведующая кафедрой экологии и техносферной безопасности Мурманского арктического университета, заведующая НИЛ «Экоинжиниринг и мониторинг загрязнений Арктики», член Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики к.т.н., доцент Жанна Вячеславовна Васильева представила доклад «Об использовании спутниковых данных в создании инструментов регулирования доступа на арктические акватории».
В последние годы значительно возрастает стратегическая роль арктических акваторий и Северного морского пути. В тоже время западными странами создаются нормативно-регуляторные механизмы, ограничивающие морехозяйственную деятельность на арктической акватории.
Одновременно ведется интенсивная разработка цифровых сервисов, которые бы позволили осуществлять соответствующий анализ морехозяйственной деятельности в Арктике, монопольную оценку «углеродного следа» и регулирование судоходства в Арктическом регионе с помощью спутниковых АИС-данных.
В настоящее время западными странами практически завершено создание «ASTD-сервиса» для аналитики и регулирования судоходной деятельности в арктических водах на основе спутниковых АИС-данных (инициаторы – США, Канада). Декларируемый «открытый» доступ к этому сервису российских пользователей был закрыт, начиная с 2020 года.
C 2018 года Китаем разрабатывается логистическая платформа LOGINK, обладающая возможностями анализа морехозяйственной деятельности и оценки «углеродного следа» на основе спутниковых АИС-данных. В 2023 году Институт государственной политики Бейкера (США) выпустил аналитическую статью, в которой отмечено, что LOGINK представляет угрозу национальной безопасности США. В России отсутствуют аналогичные сервисы и научно-обоснованные методические отечественные инструменты использования АИС-данных для анализа морехозяйственной деятельности и оценки «углеродного следа» судов.
Научно-исследовательский коллектив Мурманского арктического университета (МАУ) реализует ряд работ по решению вышеуказанных вопросов.
В частности, вниманию участников семинара была предложена разработанная методология количественной оценки выбросов парниковых газов («оценки углеродного следа») от судоходства на конкретной акватории, основанная на использовании AIS-данных спутниковых систем. С помощью данного подхода впервые проведены оценка и анализ структуры судоходного трафика как источника парниковых выбросов, установлены динамика и объемы эмиссии парниковых газов в конкретном районе арктической акватории.
В качестве примера использования АИС-данных Ж. В. Васильева также привела результаты анализа морского трафика судов смешанного типа и его структуры в акватории СМП и сибирских рек, оценила риски снижения объема перевозимых грузов и сокращения судоходной активности.
В докладе также обсуждалась актуальность создания «Арктического центра морской логистики КНЦ РАН – МАУ» для содействия развитию арктической транспортно-логистической системы и обеспечению независимости российских судоходных и транспортно-логистических компаний от зарубежных информационных сервисов и инструментов регулирования морехозяйственной деятельности в арктических акваториях.