Molodezhnaya St. 3, 119296 Moscow, Tel.: +7 495 930-05-46; Fax: +7 495 930-05-06

Laboratory of Geodynamics

The Laboratory of Geodynamics was created in 1993. Scientific research of the laboratory is inextricably linked with the nuclear fuel cycle facilities due to the fact that the scientists have worked in "VNIPIpromtekhnologii", a research institute of the Ministry for Atomic Energy. The current research is carried out within the priority areas of science, technology and engineering of the Russian Federation and the list of critical technologies mentioned in the Presidential Decree number 899 of 07.07. 2011:

  • technology of nuclear energy, nuclear fuel cycle, safe management of radioactive waste and SNF;
  • technologies for monitoring and forecasting of the environment, prevention and elimination of pollution;
  • technology for prevention of natural and technology-related hazards;

Purpose of research:

Development of scientific and technical parameters of location, design and operation of nuclear fuel cycle (NFC), including storage of radioactive waste (RAW) and spent nuclear fuel (SNF) in Russia in order to create new types of scientific and technical products, providing:

a) environmental safety of design and operation of NFC;

b) removal of extremely dangerous RAW from the human environment using technologies for environmental development;

c) accelerating development of new types of information services in the field of environmental geoscience and geodynamics;

d) transition of the Russian economy and nuclear industry to innovative development and competitiveness in the global and national markets in accordance with the Memorandum on Technology Platform "Environmental Technology for Development".

Development of methods for prediction of geodynamic stability of the geological media under conditions of nonlinear geodynamic processes, providing:

a) stability of structural elements of surface and underground NFC facilities;

b) maximal preservation of natural insulating properties of natural barriers for underground isolation of RAW and SNF;

c) maximum awareness of organizations, responsible for environmental safety, and the public on issues relating to the treatment of RAW and SNF;

d) development of systems long-term geodynamic monitoring based on the use of global navigation satellite GPS/GLONASS systems;

e) development of a deep underground disposal of RAW and the choice of effective research methods for an underground research laboratory to substantiate the suitability of the Nizhnekansky Granitoid Massif for RAW and SNF disposal.

Huge amounts of RAW are accumulated in Russia, with activity over 5,9х109 Ci. High-level waste (HLW) retains its radiobiological risk for tens of thousands of years. HLW disposal in geological formations is now regarded as the only real way to remove it from the human environment. Safety of long-term storage and disposal of HLW is ensured by a multi-barrier protection system, with the geological media playing a significant role. Choosing stable areas of the Earth's crust for NFC disposal, including safe disposal of HLW, this is one of the most important fundamental environmental problems for Russia and other developed countries, that requires immediate solution.

However, there is still no clear methodological system of assessment and forecasting of geodynamic stability of the Earth's crust when choosing locations of underground isolation of HLW. In this regard, the main direction of basic research laboratory is to develop methods of assessment, modeling and forecasting geodynamic stability of the geological media for design, construction and operation of nuclear fuel cycle.

Over the 20-year period, our research in the field of geodynamics, geomechanics and geoecology found wide practical application in many projects of the State Corporation "Rosatom": at the underground complex FSUE "MCC", Nizhnekansky Granitoid Massif, Kalinin, Novovoronezh, Rostov NPPs, waste facilities at FSUE "Radon", uranium mines in Krasnokamensk, Elkon uranium ore region (Yakutia), Karabashsky area (South Urals) etc. In recent years the following major works were accomplished:

1. An information technology was developed to predict stability of the geological environment and location of nuclear fuel cycle. Nizhnekansky Granitoid Massif (Krasnoyarsk Territory) is currently regarded as the most likely place for a deep disposal of radioactive waste. A monograph was published: E. B. Anderson, S. V. Belov, E. N. Kamnev, I. Y. Kolesnikov, N. F. Lobanov, V. N. Morozov, V. N. Tatarinov. Underground Isolation of Radioactive Waste. Moscow: Publishing house "Gornaya Kniga" , 2011. 592 p.

2. Theory and method of computer modeling of stress-strain state of the heterogeneous block geological medium in nonlinear tectonic stress field, computational complex on the basis of the finite element method, and original algorithms for calculation of stress-strain state, energy analysis of risk levels of structural degradation of crustal blocks and filtering groundwater waters were developed, the intellectual property is protected by the state registration: #2011614290 “Geodyn 1.0”, #2012615080 “Geoflow 1.1”, #2012615081 “GeoReg 2.0”.

3. Technology of geodynamic monitoring of dangerous zones of differentiated movements of crustal blocks on the basis of satellite GPS/GLONASS systems was developed, including methods of setting up geodynamic points, carrying out field observations and data interpretation algorithms. First in the area of ​​location of FSUE "MCC" a full-scale geodynamic polygon for observing crystal dynamics was created, based on global navigation satellite GPS/GLONASS systems. Currently the geodynamic network consists of 25 permanent monitoring stations and covers all the nearby active tectonic structures.

Chief, D.Sc.
Viktor Tatarinov
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-51-39
Principal research scientist, Prof., D.Sc.
Vladislav Morozov
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-05-46
Principal research scientist, D.Sc.
Vladimir Kaftan
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-05-46
Leading research scientist, D.Sc.
Ilya Kolesnikov
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-51-39
Senior research scientist, PhD
Lyudmila Labuntsova
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-51-39
Chief Specialist, PhD
Victor Pyatigin
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-56-49
Junior research scientist
Yuliya Zharkikh
Biography
Tel.: +7 495 930-05-46
Junior research scientist
Alexander Manevich
Tel.: +7 495 930-05-46

ГЦ РАН, ул. Молодежная, д. 3, г. Москва, 119296. Тел.: +7 495 930-05-46; факс: +7 495 930-05-06

Лаборатория геодинамики

Лаборатория геодинамики была создана в Геофизическом центре РАН в 1993 г. Тематика научно-исследовательских работ лаборатории неразрывно связана с объектами ядерного топливного цикла, т.к. сотрудники ранее работали в геомеханической лаборатории головного НИИ Минатома – института «ВНИПИпромтехнологии». В настоящее время научные исследования осуществляются в рамках приоритетных направлений развитии науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий, изложенных в Указе Президента РФ №899 от 07.07.2011 г.:

  • технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
  • технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения;
  • технологии предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель исследований:

Разработка научно-технических основ выбора мест размещения, проектирования и эксплуатации объектов ядерного топливного цикла (ЯТЦ), включая хранилища радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в России с предоставлением новых видов научно-технической продукции, позволяющих обеспечить:

а) экологическую безопасность при проектировании и эксплуатации объектов ЯТЦ;

б) удаление из среды обитания человека чрезвычайно опасных РАО за счет разработки и внедрения технологий экологического развития;

в) ускорение процесса разработки и предоставления промышленности новых видов информационных услуг в области геоэкологии и геодинамики;

г) переход российской экономики и атомной промышленности на инновационный путь развития и их конкурентоспособность на глобальных и национальных рынках в соответствии с Меморандумом об образовании Технологической платформы «Технологии экологического развития»;

Разработка методов прогнозирования геодинамической устойчивости геологической среды в условиях воздействия нелинейных геодинамических процессов, обеспечивающих:

а) устойчивость конструктивных элементов наземных и подземных объектов ЯТЦ;

б) максимальную сохранность естественных изоляционных свойств природных барьеров при подземной изоляции РАО и ОЯТ;

в) максимальную информированность управляющих организаций, отвечающих за экологическую безопасность, и общественности о вопросах, касающихся обращения с РАО и ОЯТ;

г) организацию систем долговременного геодинамического мониторинга на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС;

д) оптимизацию объемно-планировочного решения подземной части пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) и выбор эффективных методов исследований в подземной исследовательской лаборатории по обоснованию пригодности Нижнеканского массива для захоронения РАО и ОЯТ.

В России накоплены огромные объемы РАО, активностью более 5,9×109; Кюри. Наиболее токсичными являются высокоактивные отходы (ВАО), сохраняющие свою радиобиологическую опасность в течение десятков тысяч лет. Захоронение ВАО в геологические формации в настоящее время рассматривается в качестве единственного реального способа удаления из среды обитания человека. Безопасность долговременного хранения и захоронения ВАО обеспечивается многобарьерной системой защиты, главным из которых является геологическая среда. Выбор устойчивых участков земной коры для размещения объектов ЯТЦ, включая пункты безопасной изоляции ВАО, это одна из важнейших фундаментальных экологических проблем для России и других развитых стран, требующая немедленного решения.

Однако, до сих пор отсутствует четкая методологическая основа оценки и прогноза геодинамической устойчивости участков земной коры при выборе мест подземной изоляции ВАО. В этой связи основным направлением фундаментальных научных исследований лаборатории является разработка методов оценки, моделирования и прогнозирования геодинамической устойчивости геологической среды при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов ядерного топливного цикла.

За 20-летний период наши исследования в области геодинамики, геомеханики и геоэкологии нашли широкое практическое приложение на многих объектах Госкорпорации «Росатом»: подземный комплекс ФГУП «ГХК», Нижнеканский гранитоидный массив, Калининская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС, хранилища РАО на ФГУП «Радон», урановые рудники ППГО (Краснокаменск), Эльконский урановорудный район (Якутия), Карабашский район (Южный Урал) и др.

В последние годы были выполнены следующие основные работы:

  1. Создана «Информационная технология прогнозирования устойчивости геологической среды и выбора мест размещения объектов ядерного топливного цикла». Объектом внедрения стал Нижнеканский гранитоидный массив (Красноярский край), который в настоящее время рассматривается как наиболее вероятное место для пункта глубинного захоронения РАО (ПГЗРО). По итогам работ издана монография: Андерсон Е.Б., Белов С.В., Камнев Е.Н., Колесников И.Ю., Лобанов Н.Ф., Морозов В.Н., Татаринов В.Н. Подземная изоляция радиоактивных отходов. М.: Издательство «Горная книга», 2011. 592 с.
  2. Разработаны теория и методика компьютерного моделирования напряженно-деформированного состояния гетерогенной блочной геологической среды, находящейся в нелинейном поле тектонических напряжений, создан вычислительный комплекс на основе метода конечных элементов, а также оригинальные алгоритмы расчета НДС, энергетического анализа уровней опасности деструкции структурных блоков земной коры и фильтрации подземных вод, интеллектуальная собственность на которые защищена авт. св. о госрегистрации: №2011614290 «Geodyn 1.0», №2012615080 «Geoflow 1.1», №2012615081 «GeoReg 2.0».
  3. Разработана технология геодинамического мониторинга СДЗК и выделения н опасных зон дифференцированных движений блоков земной коры на основе спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС, включающая методику обоснования размещения геодинамических пунктов, методику выполнения полевых наблюдений и алгоритмы интерпретации данных. Впервые в районе расположения объектов ФГУП «ГХК» создан полномасштабный геодинамический полигон для наблюдений за СДЗК на основе глобальных навигационных спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС. В настоящее время геодинамическая сеть состоит из 25 постоянных пунктов наблюдений и охватывает все близлежащие активные тектонические структуры.

Основные результаты 20 летней деятельности лаборатории представлены в буклете.

Татаринов В.Н. Заведующий лабораторией, доктор технических наук
Татаринов Виктор Николаевич
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Тел.: +7 495 930-51-39
Морозов В.Н. Главный научный сотрудник, профессор, доктор технических наук
Морозов Владислав Николаевич
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Тел.: +7 495 930-05-46
Кафтан В.И. Главный научный сотрудник, доктор технических наук
Кафтан Владимир Иванович
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Тел.: +7 495 930-05-46
Колесников И.Ю. Ведущий научный сотрудник, доктор физико-математических наук
Колесников Илья Юрьевич
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Тел.: +7 495 930-51-39
Лабунцова Л.М. Старший научный сотрудник, кандидат химических наук
Лабунцова Людмила Михайловна
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Тел.: +7 495 930-51-39
Пятыгин В.А. Старший научный сотрудник, кандидат технических наук
Пятыгин Виктор Андреевич
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Тел.: +7 495 930-56-49
Жарких Ю. Младший научный сотрудник
Жарких Юлия Игоревна
Краткая научная биография
Тел.: +7 495 930-05-46
Маневич Младший научный сотрудник
Маневич Александр Ильич
Краткая научная биография
Тел.: +7 495 930-05-46