Molodezhnaya St. 3, 119296 Moscow, Tel.: +7 495 930-05-46; Fax: +7 495 930-05-06

Sector of Innovation Projects

Sector’s Goals

Main directions of the sector’s activities:

  • search and processing of geospatial data on different themes within the multidisciplinary GIS project “Earth Sciences Data”;
  • implementation of the results of intellectual activity in the educational and commercial segments;
  • carrying out the innovative educational geographic project “Sphere-Education”;
  • carrying out scientific projects and preparing project documents;
  • control of work of the Council of Young Scientists of GC RAS;
  • processing applications for registration of intellectual property of GC RAS;
  • organization of conferences, meetings, events.

Relevance of research

At the present time geographic information systems are of great importance, both scientific and commercial. One of these systems – multifunctional multidisciplinary GIS is developed in GC RAS​​. Constant need for updating and expanding its database is essential for solving applied problems and carrying out cooperation with Russian and foreign organizations.

The main disadvantage of thematic map publications issued in the form of traditional paper maps, atlases and textbooks, is their low visual representation and limited capacity in representation of dynamic phenomena. To increase effectiveness of visual analysis of cartographic material it would be useful to use more modern technologies, one of which is a Geographic Information System (GIS) in conjunction with demonstration complexes using the most advanced methods for visualization of spatially distributed data. One of the most advanced tools of visualization and presentation of geo-referenced map data are digital demonstration complexes with spherical projection screen. Devices of this type can qualitatively improve the efficiency of perception and analysis of cartographic information of static and dynamic phenomena occurring on the Earth and planets of the Solar System. Currently there are only two such demonstration centers in Russia. One of them, 61 cm in diameter, is located at the Geophysical Center and is used for various scientific purposes, as well as an effective tool in educational activities – for delivering lectures on school subjects (geography, ecology, astronomy). Teachers mentioned the pupils’ growing interest in these lectures, a better understanding of program material on geosciences compared with a standard approach to teaching.

Major achievements of the sector

The sector has developed a GIS data processing system and a cartographic data series, which was introduced into the system. Sector regularly updates the database.

The sector successfully carried out the project “Sphere-Education”. The project focused on development of educational content for a multimedia complex with a spherical screen and delivering educational lectures in schools using this unique equipment. To date, the sector specialists visited several Moscow schools and delivered more than thirty lectures to students from the first to the eleventh grade. According to the polls 97% of students spoke in favor of the lectures due to vivid and unusual presentation of school material. This equipment has also been successfully used in implementing various scientific and commercial projects.

More than ten patent certificates were received.

The sector has successfully concluded a state contract with the Department of Foreign Economic Relations of the Yamal-Nenets Autonomous District.

The sector has organized a number of international conferences and events at GC RAS (international conferences “Electronic Geophysical Year: State of the Art and Results”, 3 – 6 June 2009 in Pereslavl-Zalessky; “Artificial Intelligence in the Earth’s Magnetic Field Study. INTERMAGNET Russian Segment” , 26–28 January 2011 in Uglich; workshop of the Russian-Ukrainian segment of World Data System “Development of Global Geoinformation Space for Sustainable Development Studies”, December 2011, Moscow).

Chief, PhD
Alena Rybkina
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-05-46
The Bulletin of the Department of Earth Sciences of RAS correspondent, research scientist
Elena Firsova
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-56-39
Research scientist
Olga Samokhina
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-05-46
Junior research scientist
Anastasia Odintsova
Biography
CV full
Publications
Tel.: +7 495 930-05-46
Junior research scientist
Yuliya Barykina
Tel.: +7 495 930-05-46
Junior research scientist
Bogdan Nikolov
Tel.: +7 495 930-05-46
Chief Specialist
Ludmila Zavialova
Tel.: +7 495 930-05-46

ГЦ РАН, ул. Молодежная, д. 3, г. Москва, 119296. Тел.: +7 495 930-05-46; факс: +7 495 930-05-06

Лаборатория инновационных проектов

Задачи лаборатории

Основными направлениями деятельности лаборатории инновационных проектов ГЦ РАН являются:

  • поиск и оформление геопространственных данных различных тематик в рамках проекта «Многодисциплинарная ГИС по данным наук о Земле»;
  • внедрение результатов интеллектуальной деятельности в образовательный и коммерческий сегменты;
  • ведение инновационного просветительского географического проекта «Сфера-Образование»;
  • ведение научных проектов и подготовка проектной документации;
  • организация работы Совета молодых ученых ГЦ РАН;
  • оформление заявок на регистрацию интеллектуальной собственности ГЦ РАН;
  • организация и проведение конференций, встреч, мероприятий.

Актуальность направления исследований

В настоящее время огромное значение, как научное, так и коммерческое, имеют геоинформационные системы. Одна из таких систем — многофункциональная многодисциплинарная ГИС, — разрабатывается в ГЦ РАН. Поэтому необходимо постоянное обновление и расширение ее базы геоданных с целью решения прикладных задач и сотрудничества с российскими и зарубежными организациями.

Основным недостатком тематических картографических изданий, выпущенных в форме традиционных бумажных карт, атласов и учебников, является их малая визуальная репрезентативность и ограниченные возможности в представлении динамических явлений. Для повышения эффективности визуального анализа картографического материала необходимо применение более современных технологий, одной из которых является геоинформационная система (ГИС) в связке с демонстрационными комплексами с использованием самых современных средств визуализации пространственно распределенных данных. Одним из наиболее передовых средств визуализации и представления картографических данных, имеющих географическую привязку, являются цифровые демонстрационные комплексы со сферическим проекционным экраном. Устройства данного типа позволяют качественно повысить эффективность восприятия и анализа картографической информации, представляющей статические и динамические явления, происходящие на Земле и планетах Солнечной системы. На данный момент таких демонстрационных комплексов в России всего два. Один из них, диаметром 61 сантиметр, находится в Учреждении Российской академии наук Геофизическом центра РАН и используется для реализации различных научных задач, а также в качестве эффективного инструмента в рамках образовательной деятельности — чтения лекций по некоторым предметам школьной программы (география, экология, астрономия). Учителя отмечают заинтересованность школьников и повышенный интерес к данным типам лекций, лучшее понимание материала программы по наукам о Земле по сравнению со стандартным подходом к обучению.

Регистрация интеллектуальной собственности организаций РАН является важнейшим показателем успешной научной работы. Количество патентных свидетельств на данный момент приравнивается по своей значимости к количеству публикаций научных сотрудников. Таким образом, деятельность по оформлению регистрационных заявок в федеральную службу Роспатент является неотъемлемой частью деятельности организации.

Основные достижения лаборатории

Была создана система подготовки ГИС-данных. Был получен, оформлен и внедрен в систему ряд картографических данных. Ведется регулярное пополнение и обновление базы данных.

Создан и функционирует сайт проекта «Сфера-Образование».

Успешно ведется проект «Сфера-Образование». Проект включает в себя создание образовательного контента для мультимедийного проекционного комплекса со сферическим экраном и проведение образовательных лекций в учебных заведениях с использованием данного уникального оборудования. На сегодняшний день уже были организованы выезды в несколько московских школ. Прочитано более тридцати лекций ученикам от первого до одиннадцатого класса. По результатам опросов 97% школьников говорят о лучшей запоминаемости благодаря наглядности материала и нестандартности его подачи. Данное оборудование также успешно используется в различных научных и коммерческих проектах.

Получено более десяти патентных свидетельств.

Заключен и успешно завершен Государственный контракт с Департаментом международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа.

Организован и проведен ряд международных конференций и корпоративных мероприятий ГЦ РАН (Международная конференция «ИТОГИ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ГОДА», 3–6 июня 2009 г. в Переславле-Залесском; «Искусственный интеллект в изучении магнитного поля Земли. Российский сегмент INTERMAGNET» 26–28 января 2011 г. в г. Угличе; семинар российско-украинского сегмента Мировой системы данных «Формирование глобального геоинформационного пространства для изучения процессов устойчивого развития» декабрь 2011, Москва).

Полезные ссылки:

Рыбкина А.И. Ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией, кандидат геолого-минералогических наук
Рыбкина Алёна Игоревна
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Одинцова А.А. Научный сотрудник
Одинцова Анастасия Александровна
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Самохина О.О. Научный сотрудник
Самохина Ольга Олеговна
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Фирсова Е.Ю. Научный сотрудник, корреспондент журнала «Вестник ОНЗ РАН»,
Фирсова Елена Юрьевна
Краткая научная биография
Полная научная биография
Публикации
Королькова А.А. И. о. научного сотрудника, финансовый менеджер
Королькова Анна Андреевна
Барыкина Ю.В. Младший научный сотрудник
Барыкина Юлия Викторовна
Николова Ю. Младший научный сотрудник
Николова Юлия Игоревна
Полная научная биография
Публикации
Куйумджу А.Е. И. о. младшего научного сотрудника
Куйумджу Анастасия Евгеньевна
Пресняков С.В. И. о. младшего научного сотрудника
Пресняков Сергей Владимирович
Завьялова Л. Главный специалист
Завьялова Людмила Викторовна
Инженер-стажер
Балашов Роман Михайлович
Филина Е. Инженер-стажер
Филина Евгения Васильевна